Чего ждать от событий в Казахстане?

 

Разгон в Алма-Ате

Мировые события все более и более подтверждают то, о чем говорят коммунисты — капитализм исчерпал все свои возможности для развития и наконец сам загнал себя в тупик, из которого нет выхода. С каждым днем этот тупик становится все безнадежней. Кризисы, которые происходили приблизительно раз в 8-10 лет и сменялись относительным благополучием – теперь слились в один непрекращающийся хронический кризис.

Силы общества скованны нынешним общественным строем — отношениями капиталистической частной собственности. Общество остановлено в своем развитии, не может двигаться дальше. Оно стремится вырваться из тупика, найти выход. Но выхода в рамках этого строя нет.  Единственный выход – слом этого строя, переход к новому, более высокому общественно-экономическому укладу – социализму. Упразднение устаревших, исчерпавших себя отношений капиталистической частной собственности и установление новых, прогрессивных отношений — общественную собственность на средства производства и единое, плановое общенародное хозяйство.

То, что кризис капиталистической системы приобрел непрекращающийся, хронический характер, говорит, что вышеописанное противоречие обострилось до последнего предела. А это означает одно — что в мире зреет череда новых социалистических революций.

***

Однако в последние годы мы можем наблюдать, как происходят не революции – а их недозрелые выкидыши под названием «цветных революций». В ряде стран складывалась революционная ситуация. Настроения социального протеста доходили до предела и в конце концов разрешались массовыми народными восстаниями. Происходил государственный переворот, смена власти – но менялись только лица, а не господствующий класс. Господствующим классом как была, так и оставалась буржуазия.  А власть только переходила от одних ее представителей к другим. Не менялся правящий класс, соответственно не менялся и общественно-политический строй. Соответственно, революции не происходило. Общество по-прежнему оставалось на том же устаревшем, пройденном этапе – на стадии капитализма. И все прежние противоречия в обществе не снимались, а оставались и продолжали раздирать его, и даже с еще большей силой.

Собственность на средства производства по-прежнему оставалась частной — значит, по-прежнему оставалась эксплуатация, роскошь единиц и бедность большинства, которая из-за войны усилилась и превратилась для многих в настоящую нищету, перешла в гуманитарную катастрофу. Осталась и капиталистическая конкуренция, которая теперь перешла в форму затяжной вооруженной войны между различными олигархическими кланами. Эту войну олигархи, естественно, ведут руками одураченных, обманутых трудящихся, стравив их на национальной или религиозной почве. В тех же странах, где одному олигархическому клану удалось скрутить конкурентов и взять в свои руки государственную власть – мы наблюдаем, как эти самые олигархи, пришедшие к власти под лозунгами демократии и борьбы с диктатурой – мгновенно сворачивают все свободы, которыми народ пользовался во время восстаний. Они знают, что не могут дать народным массам обещанного процветания. Все процветание, всю роскошь и привилегию жить за чужой счет они оставляют для себя. А народным массам по-прежнему уготовано одно – рабский труд на капиталистов, нужда и положение людей второго сорта. Поэтому, чтобы спастись от народного гнева, который на этот раз будет направлен против них – новым властителям не остается ничего другого, кроме как «закручивать гайки».

Трудящиеся получали жестокий удар — рушилась их надежда выйти из тупика, установить справедливость, равные права для всех граждан, добиться экономического процветания для большинства. Их порыв, мужество, самоотверженность, героизм, их стремление к народному благу – все это пропадало впустую, не приводило ни к чему.

Словом — вместо революции происходил выкидыш.

Мы знаем, что иногда выкидыш происходит, потому что в организме матери не хватает какого-то нужного вещества, и плод не может сформироваться до конца.  А почему происходит выкидыш в случае с «цветными революциями»? Потому что здесь тоже не хватает чего-то очень важного, без чего не может произойти никакая социалистическая революция. А именно — не хватает осознанности и организованности рабочего класса, не хватает рабочей марксистко-ленинской партии.

Если бы рабочий класс был сознателен и организован, если бы он четко сознавал себя именно классом, отдельной политической силой со своими собственными классовыми интересами, то тогда, при таком массовом общедемократическом подъеме, какой мы видели всегда в случае «цветных революций» — рабочий класс возглавил бы борьбу народных масс за демократию. Он повел бы эту борьбу твердо, выдержанно и последовательно. И при этом помнил бы, что демократизация общества – не конечная цель, а средство достижения главной цели – свержения власти капитала, установления рабочей власти и отмены частной собственности. Демократия – это для рабочих только средство более успешно вести борьбу за социализм, а борьба за демократию – только этап в борьбе за социализм. Ведь, если общедемократическое движение не перерастет в революцию, тогда к власти просто придет другой буржуазный клан – и мигом поставит крест на демократии, начнет поворот к диктатуре. Так что вся борьба за демократию пойдет псу под хвост.

Добившись демократизации общества, получив новые возможности для дальнейшей успешной борьбы – рабочий класс бы повел борьбу за установление своей власти. А взяв власть, установив пролетарскую диктатуру – он отменил бы частную собственность на средства производства. То есть – совершилась бы социалистическая революция.

(И уж, конечно, если бы во главе народно-демократического движения стоял сознательный рабочий класс – он бы не допустил стравить трудящихся на почве национальной или религиозной розни. Как не допустил этого во время Октябрьской революции, хотя буржуазия предпринимала отчаянные попытки стравить трудящихся по национальному и религиозному признаку).

Но, поскольку рабочий класс был не организован и не сознавал свои классовые интересы – все выходило так, как выходило.  Он не сумел стать самостоятельной политической силой, а оказался на подхвате у делящих власть и собственность буржуазных кланов. Вместо того, чтобы бороться против власти капитала за свою власть, против частной собственности за общенародную собственность – он стал бороться против «плохих» капиталистов за «хороших» капиталистов. «Плохими» капиталистами были те, кто находился у власти – потому что они были «коррупционерами», «диктаторами», «национал-предателями», или принадлежали не к той нации и не к той конфессии. А «хорошими» объявлялись те, кто метил на их место – они себя выставляли «честными», «демократами» и «патриотами» и клялись, что при них с прежним безобразием будет покончено и настанет совсем другая жизнь. И трудящиеся бросались свергать «плохих» капиталистов и приводить к власти «хороших» — менять шило на мыло. А попутно жестоко бить, стрелять и взрывать друг друга – потому как другой трудящийся не к «той» нации или не к «той» конфессии относится. Поменяв шило на мыло, трудящиеся задним числом убеждались, что новые капиталисты такие же грабители и тираны, как и прежние, и их «правильная» нация и конфессия ничуть не меняет дело.

***

Все это на наших глазах произошло и происходит в последние годы – в Тунисе, Египте, Йемене, Ливии, Сирии, на Украине, теперь начинается в Венесуэле.

Есть большая вероятность, что скоро по такому же сценарию пойдут события в соседней нам стране, бывшей советской республике – в Казахстане.

Как известно, двадцать первого мая во многих городах Казахстана произошли массовые народные протесты против изменений в земельный кодекс. Эти изменения давали право власти сдавать казахские земли в долгосрочную аренду (по сути – продавать) иностранным (в частности, китайским) монополиям. Народные протесты были жестоко подавлены полицией, многие инициаторы митингов были схвачены и доныне находятся под арестом, против них возбуждены уголовные дела. Власти Казахстана, чтобы утихомирить народ, срочно дали задний ход – заявили, что не собирались продавать земли иностранным компаниям.

Но казахский капитал отлично понимает, что на этом дело не кончится. Ведь изменения в земельный кодекс были лишь последней каплей, поводом, для того, чтобы выплеснулось накипевшее народное возмущение. А настоящая причина – тяжелое экономическое положение и политическая бесправность казахстанского трудового народа. Казахстанский монополистический капитал в деле ограбления своих трудящихся не отстает от своего друга и партнера – российского капитала. Казахские олигархи так же алчно высасывали соки из казахских рабочих, как и наши, и также плюют на трудовой народ.  Казахская экономика, как и наша, имеет сырьевую направленность, сидит на нефтяной игле. Как и у нас, там постоянно ведутся разговоры, что нужно менять направленность экономики, слезать с нефтяной иглы. И как и у нас, разговоры так и остаются разговорами. Пока цена на нефть была высокой, положение как-то удавалось сглаживать. Но вот рухнули цены на нефть. И на страну со всей силой обрушился кризис. Казахский капитал в этом случае поступил традиционно – постарался свои убытки перекинуть на плечи трудящихся.  Назарбаевская власть, соблюдая выгоду капитала, провела девальвацию национальной валюты. Тенге обесценилось на 85 процентов! Или, попросту говоря, казахская буржуазия ободрала трудящихся, как липку, обрекла их на нищету.

При этом надо сказать, что в Казахстане установлен даже еще более полицейский режим, чем в России, и права граждан попираются еще более жестоко, чем у нас. Там полностью задушена свобода слова и печати, свобода союзов и собраний. Там фактически запрещены профсоюзы, все СМИ находятся под полной и неусыпной цензурой олигархического государства. Получить разрешение на митинг почти невозможно. В 2011 году была запрещена казахская компартия. (Хотя она была «коммунистической» только по названию, а на деле ничем не отличалась от зюгановской КПРФ – но сам факт запрета говорит о фашистских методах управления, о диктатуре капитала).

Поэтому вполне понятно, что чаша терпения казахских трудящихся давно переполнилась. А пресловутые изменения в земельный кодекс стали всего лишь поводом, той искрой, которая разожгла давно тлевшее народное возмущение. А значит, отказ казахской буржуазии от своих первоначальных планов менять земельный кодекс по сути ничего не изменит. Да и отказ этот, скорее всего, уловка, хитрость, протягивание времени. Казахская власть просто выжидает, когда народ успокоится, чтобы осуществить свой план. А что ей еще остается? Цены на нефть упали, казна опустела.  А олигархи уже привыкли к дармовщинке, к стрижке нефтяных купонов. Что делать? Казахская буржуазия нашла ответ — заменить нефтяную халяву земляной – продавать иностранцам казахские земли и таким путем восполнить убытки.

Но даже если Назарбаев и его компания на самом деле отказались продавать земли, то это ничего не изменит. Бедность и бесправие миллионов простых казахов остаются, сумасшедшие богатства и всесилие олигархов остаются.  Главный повод для народного возмущения — тяжелое положение трудящихся, порожденное капиталистическим строем — никуда не денется. Значит, рано или поздно оно опять пробьется наружу в виде протестов и выступлений.

Назарбаев все это отлично понимает. (Смотри его выступление, в котором он говорит о причинах протестов [i], [ii] )

И, понимая это, он заранее принял меры, чтобы обезопасить себя от будущих выступлений, чтобы сохранить власть.

Во-первых, есть основания предположить, что все события в Актобе – провокация казахских спецслужб. Уж очень эти теракты были на руку казахским властям. Во-первых, они им дали моральное право задним числом оправдать жесткие действия по разгону протестов 21 мая. Мол, вот – смотрите, какие опасные силы таятся в нашем обществе, они могли бы воспользоваться волнениями для переворота и захвата власти, так что мы были совершенно правы, «стабилизируя ситуацию» твердо и решительно. А во-вторых, казахская буржуазия воспользовалась событиями в Актобе, чтобы оправдать и все свои будущие карательные действия против казахского трудового народа, если только он посмеет поднять голову. Назарбаев тут же, не мешкая, заявил, что примет самые жестокие меры против всех, кто попытается «расшатать стабильность».

В государстве вводится тотальная слежка: буржуазный источник сообщает, что казахский «…глава государства поручил Министерству информации и коммуникаций заниматься мониторингом информационного пространства, отслеживать радикальные настроения в интернете и социальных сетях».

По сути, выступление Назарбаева – это декларация казахской буржуазии, что она окончательно переходит к фашистской диктатуре, объявляет войну трудовому народу.

Кроме того, казахский капитал, как водится, постарался оклеветать протестующих. Продажные буржуазные СМИ упорно внушают обывателю, что участники выступлений – это агенты чуждых государств, что они подкуплены иностранными спецслужбами с целью «расшатать стабильность», «устроить майдан», «разрушить страну», и так далее. Так поступают казахские СМИ. А продажные  российские СМИ им подло подпевают – они тоже вовсю обрабатывают уже нашего, российского обывателя, выливая помои на головы казахских протестующих, рисуя их «пятой колонной» и «агентами госдепа». А заодно – пугая обывателя новым майданом, и делая посыл: «Вот видите, как у нас хорошо – тишь да гладь! Цените это, держитесь за «стабильность», не вздумайте «раскачивать лодку!»

***

Да, казахский капитал принимает превентивные меры против возможных будущих выступлений. Но, как показывает практика – это ему не поможет. Негодование казахского народа уже дошло до того предела, что непременно должно прорваться наружу. Власть смогла подавить протесты лишь временно. Она лишь получила отсрочку. Но в скором будущем выступления возобновятся с новой силой.

По сути, в Казахстане сложилось революционная ситуация. Но как она разрешится? К сожалению, она вероятней всего пойдет по тому же сценарию, который мы видим в последние годы – по пути «цветных революций». Казахский рабочий класс не организован и не имеет своей марксистско-ленинской партии. Так называемая Коммунистическая Народная партия Казахстана – даже еще хуже и оппортунистичней, чем запрещенная в 2011 году «компартия». В этой «народной коммунистической» — десятки крупных капиталистов. Из ее программы ясно видно, что это просто социал-реформаторы, да и то очень трусливые и старательно виляющие хвостом перед буржуазией. Рассчитывать на то, что эта партия «народных коммунистических» бизнесменов поведет рабочий класс и возглавит социалистическую революцию – нелепо.

Кроме формально ликвидированной КПК и здравствующей КНПК, есть еще множество буржуазно-демократических общественных движений, которые ставят своей целью реформаторство в рамках капитализма.  Есть гражданские активисты вроде Макса Бокаева, Айнура Курманова и Каната Ибрагимова. Макс Бокаев – мелкобуржуазный демократ, Айнур Курманов – либерал, аналог нашего Навального и связан с западным капиталом, Канат Ибрагимов – богемный анархист, подобие нашего Павленского, который в знак протеста устраивает членовредительские акции (например, обрезал и символически «подарил» Назарбаеву свою «крайнюю плоть»).

Отсюда ясно, что на сегодняшний день некому идейно возглавить рабочий класс Казахстана. Своей партии у него нет. Поэтому его сознательность невысока, он не осознал себя отдельным классом со своими классовыми интересами. На данный момент протестное движение Казахстана не выходит за рамки общедемократических требований. Казахские трудящиеся пока еще не понимают, что источник их бед – капитализм, частная собственность, и для того, чтобы улучшить свое положение, надо изменить строй, отменить частную собственность. Они думают, что причина бедствий – «плохой» Назарбаев, и чтобы улучшить свое положение – достаточно сменить «плохого» на «хорошего».

Поэтому, очевидно, казахские трудящиеся тоже станут орудием в руках очередного капиталистического клана, помогут ему прийти к власти – а сами останутся в том же положении, как были. Им тоже предстоит пережить те же самые разочарования, которые испытали трудящиеся Египта, Ливии и Украины – разочарование от неосуществленных надежд на социальную справедливость, свободу и народное благополучие.

***

Что следует делать наиболее сознательным казахским трудящимся, которые уже поняли, что единственный выход из тупика, единственный путь к спасению для их народа – социалистическая революция? Судя по тому, как нарастают протесты, взрыва не придется ждать долго. За это время рабочую партию не создать. Так что эта революционная ситуация не перерастет в революцию. Но революционная ситуация неизбежно повторится. Когда именно, через три года или пять лет – наверняка сказать нельзя. Но к ней надо начинать готовится, надо начинать создавать партию. Сознательные казахские трудящиеся должны сплотиться для общей работы, вместе изучать опыт большевиков – и нести его в рабочие массы, устанавливать тесную связь с ними.  Они должны сделать все, чтобы рабочий класс осознал себя именно как отдельный класс со своими классовыми интересами. А главный классовый интерес рабочих – освободиться от власти капиталистов, вернуть себе средства производства, вернуть казахскому народу украденное у него в перестройку добро. Те рабочие, которые лучше всего поймут это и будут готовы бороться и вести за собой своих товарищей – они и будут ядром будущей партии.

Рупор рабочей борьбы

 

[i] http://kolokolrussia.ru/novosti/nazarbaev-prigrozil-jestko-presech-luboy-maydan-v-kazahstane#hcq=QYj12Op

[ii] http://kolokolrussia.ru/novosti/nazarbaev-prigrozil-jestko-presech-luboy-maydan-v-kazahstane#hcq=QYj12Op

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Чего ждать от событий в Казахстане?»

  1. Уведомление: Как бы развивались события при революционной ситуации, если бы была рабочая партия |

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s