Эсперанто – лженаука и демагогия на службе империализма

chto-takoe-esperanto-300x191Я лингвист и потому имел возможность вплотную наблюдать за действиями так называемых эсперантистов. На основании моих наблюдений я сделал вывод – это лженаучная секта демагогов, которые своей демагогией служат буржуазии и сильно вредят рабочему классу.

Во-первых, такой вопрос – кто имеет возможность заниматься эсперантизмом? Кто может себе позволить устраивать все эти международные встречи и семинары по эсперанто и кто имеет возможность ездить на подобные мероприятия? Этим может заниматься только тот, у кого есть деньги и досуг. Отсюда ясно, что в массе своей эсперантисты – это ни в коем случае не пролетарии – а досужая и состоятельная интеллигенция. То есть – представители буржуазии.

peace_on_earthВо-вторых, что самое важное, – глубоко ложна и вводит в заблуждение сама заявленная цель эсперантизма. Эсперанто с самого начала создавался с такой целью – изобрести некий новый язык, который якобы должен был сблизить и объединить людей разных наций. Якобы этот язык должен был помочь им лучше понять друг друга и тем самым способствовать преодолению вражды и розни между народами, утвердить между ними мир и дружбу и в итоге прекратить взаимное истребление, вооружённые конфликты и войны.

Какая мысль насаждается такой постановкой вопроса? Что будто бы народы враждуют и воюют исключительно оттого, что говорят на разных языках.

Но мы знаем, что вражда и войны между народами имеют классовую природу. Войны между народами и государствами есть продолжение борьбы классов внутри народов и государств. И уничтожить войны можно только одним путём – уничтожив классы и создав бесклассовое, то есть социалистическое общество.

По логике эсперантистов также следует, что если люди говорят на одном языке – между ними нет противоречий.

Но угнетатель и угнетённый, капиталист и рабочий могут говорить на одном языке, принадлежать к одной нации. А разве между ними нет противоречий? Олигарх Прохоров, который жиреет за счёт труда тысяч рабочих и имеет собственные яхты и самолёты, – говорит по-русски. И его рабочие, которые на него работают с утра до вечера и за это получают ровно столько, чтобы не умереть с голоду и продолжать работать на него, – тоже говорят по-русски.

Значит ли это, что между ними нет противоречий? Что между ними царит братская любовь и полное понимание?

Нет! Наоборот – они полностью противоположны, враждебны друг другу, как враждебны паразит и его жертва. Они находятся в непрекращающейся борьбе, в состоянии постоянной гражданской войны. Чем лучше Прохорову – тем хуже его рабочим, чем больше он обогатиться за их счёт – тем беднее рабочие, чем роскошнее его яхты и виллы – тем скуднее живут рабочие и тем больше им приходится надрываться, работая на Прохорова.

С другой стороны – рабочие разных национальностей говорят на разных языках. Но значит ли это, что у них разные классовые интересы? Что у них есть причина враждовать и воевать друг с другом?

Нет! У всех у них один общий классовый интерес. Коренной классовый интерес всех угнетённых и эксплуатируемых, независимо от их национальности и языка, – освободиться от власти эксплуататоров, уничтожить капитализм, частную собственность и наёмный труд и построить справедливое общество без эксплуатации. Это – коренной классовый интерес все угнетённых, всех пролетариев, независимо от того, на каком языке они говорят. Следовательно – у пролетариев разных наций нет причин и повода для вражды. Наоборот – для того, чтобы осуществить свой классовый интерес, чтобы добиться победы над эксплуататорами, им необходима классовая солидарность и сплочённость в масштабе всего мира.

И если рабочим разных наций приходится враждовать и воевать друг с другом – то не оттого, что между ними есть действительные противоречия, не оттого, что они говорят на разных языках, а потому что их заставляют воевать угнетатели и эксплуататоры. Потому что их дурачат и стравливают между собой капиталисты, которым надо упрочить своё господство над рабочими, отвлечь их внимание от социальной несправедливости внутри общества, – и с этой целью они указывают на «внешнего врага». Капиталистам надо стать ещё богаче и ещё сильнее, награбив чужих земель и увеличив капиталы. А рабочих – измотать братоубийственной войной, взаимным истреблением друг друга, чтобы они не смогли сопротивляться и угрожать власти буржуазии.

Отсюда понятно: вражду и войны между народами вызывает не различие языков – а существование классовых обществ, противоположных классов, угнетение и эксплуатация. И есть только один путь покончить с войнами – это покончить с капитализмом, уничтожить частную собственность, а с нею и противоположные классы.

Значит, для того, чтобы покончить с войнами и с враждой между народами, – надо бороться за социализм.

KingdomhallЭсперантисты же отвлекают людей от этого единственного пути, предлагая вместо этого изобретать новые языки. Таким образом, они сеют заблуждения, обманывают и толкают на ложный путь тех, кто стремится к миру между народами. А значит – оказывают услугу тем, кому выгодны войны, – буржуазии, империалистам, помогают им сохранить свою власть и продлевать капитализм.

Не в первый и не в последний раз идеологи буржуазии ставят телегу впереди лошади и предлагают уничтожить социальные язвы, не уничтожая тот строй, который их порождает, и дурача таким образом трудящихся. Эсперанто не первый и не последний эксперимент такого рода, но наиболее разрекламированный. И, как все подобные проекты, он для нас вреден и враждебен делу рабочего класса.

moskvalingvafestivalologoНо это ещё не всё. Эсперантисты и прямо своими непосредственными действиями стравливают между собой народы, в противоположность заявленным целям. Я присутствовал на некоторых московских фестивалях, которые эсперантисты устраивают в честь малых языков и народностей[1]. И на этих фестивалях они занимаются не чем иным, как разжиганием национальной вражды.

Например – представляют каталонский язык – и непременно противопоставляют его испанскому, а каталонцев – испанцам, подчёркивают разногласия между ними, растравляют взаимные обиды. Представляют окситанский и валлонский – и противопоставляют их французскому, а окситанцев и валлонцев – французам. Подчёркивают, как, мол, угнетены каталонцы испанцами, окситанцы и валлонцы – французами и так далее. Хотя, если бы они действительно хотели мира между народами, они бы должны были действовать совсем по-другому. Они должны были не разжигать вражду каталонцев к испанцам – а объяснять, что испанские трудящиеся так же угнетены своей испанской буржуазией, как и каталонцы, что испанским капиталистам без разницы, кого угнетать и грабить – испанских или каталонских рабочих. А потому интерес и у тех, и у других один – понять, что их вражда выгодна только тем, кто их угнетает, и, забыв про распри, сообща, плечом к плечу бороться за своё освобождение.

Эсперантисты постоянно устраивают прямо или косвенно дискуссии на такие темы, которые способны лишь увеличить межнациональную рознь:

«Русские, украинцы и белорусы – один народ или несколько?»

«То, на чём они говорят, – языки или же диалекты?»

«А молдавский и румынский?»

«Нидерландский и фламандский?»

«Английский и англошотландский?»

«Норвежский букмол и лансмол?»

«Французский и валлонский?»

«Испанский, астурийский, арагонский?»

«Каталанский и валенсийский?»

«Сербский, хорватский, боснийский и черногорский?»

Я, как лингвист, могу сказать, что такая постановка вопроса вообще антинаучна, бесплодна и может служить только нечистым политическим целям, выгодна лишь тем, кому нужно стравить между собой разные народы. Потому что языки и диалекты – это не константы. То, что теперь является языком, – когда-то было диалектом. По идее, любой диалект может превратиться в язык, но и любой язык может снова перейти на уровень диалекта.

66-1Но представьте себе, товарищи, что это серьёзно обсуждается за пределами науки уже в чисто политических целях. Может ли это служить миру между народами? Можно ли назвать эсперантистов интернационалистами? Служат ли они интернационализму или же, наоборот, сеют самый примитивный национализм?

Поэтому мы, марксисты, не можем не смотреть на эсперантистов и подобных им лингвистов как на соучастников буржуазной реакции. В результате их действий и их пособничества буржуазии льётся кровь тысяч.

И вообще, эсперанто – это торжество псевдонауки. Это язык искусственный, а значит, мёртвый. Он не является чем-то живым и развивающимся. В целом все искусственные языки не обладают собственной историей и потому оторваны от общества. Потому они в исторической перспективе обречены.

Единственное исключение – это машинные, компьютерные языки, языки программирования, на практике реализующиеся как специальные стили конкретных живых. Языки эти фактически реализуются как упрощённые вариации английского, французского, русского и так далее, даже если вместо буквенных символов используются цифровые.

Другой разговор – искусственные языки, претендующие на полную функциональную самостоятельность. Целью разработчиков большинства подобных конструктов является создание языка такого, чтобы был общий для всех и при этом не принадлежал никому по отдельности. Мол, это предотвратит культурную экспансию английского, китайского, русского и при этом сохранит как можно больше редких. Также, мол, они позволят организовать общество всеобщего мира, общество без воин и агрессий, люди будут заниматься взаимным культурным обогащением, но для этого необходимо человеческие языки поставить в подчинённое положение «общему».

Что это вредный и реакционный идеализм – внушать, будто мира между народами можно добиться не построением социализма, а созданием какого-то общего языка, – мы уже показали.

К абсолютной антиисторичности и антиобщественности в эсперанто добавляется и невозможная грамматика. В эсперанто на априорном уровне предполагается проведение чётких, конкретных, раз и навсегда установленных границ частей речи – существительных, прилагательных, глаголов (в качестве исключения проникают без специальных маркеров собственные имена, «милостиво допускаются», но и они могут подравниваться под общий ряд существительных). Обозначенное разграничение противоестественно, потому что в любом живом языке наблюдается взаимопроникновение разрядов – то самое единство противоположностей (сравните в русском печь – существительное и начальная форма глагола, в латинском casus – существительное ‘случай, падение’ и одна из специфических форм глагола cadere ‘падать’). Грамматика эсперанто это взаимопроникновение отрицает.

Не нравится эсперантистам и свойственная любому живому языку омонимия. Потому вместо ожидаемого **planeto мы обнаруживаем для слова планета совершенно юродивое название planedo (ибо planeto – это, мол, маленький planoплан).

В этом смысле эсперантисты стоят в одном ряду с патентованными сектантами, такими, как Свидетели Иеговы.

Показательно, что в дальнейшем появились «улучшенные варианты» эсперанто – идо, эсперантидо и так далее, характеризующиеся аналогичными недостатками.

Сейчас эсперанто культивируется в том же МГУ, причём в том числе преподавателями математических дисциплин[2].

Почему?

Да как раз потому что, как мы показали, эсперантисты не ограничились распространением эсперанто как предмета досуга, они используют его в таких политических целях, которые служат интересам буржуазии. Поэтому он и насаждается буржуазией, внедряется в ВУЗы, подобно тому, как там теперь внедряется и богословие – для одурачения будущих интеллигентов и производства новых попов, которые будут оглуплять общество и опять-таки служить господствующему классу.

Эсперанто был изобретён и начал активно пропагандироваться в конце XIX века – именно тогда, когда марксизм становился всё более популярным. Нет сомнений, что именно для противодействия марксизму, для того, чтобы отвлечь от него трудящихся, и раскручивался так активно эсперанто, – для отвлечения от классовой борьбы. В течение XX века эсперантисты себя показывали как контрреволюционеры и наёмники буржуазии.

Эсперантисты любят себя представлять левыми и даже коммунистами, распространителями марксистской литературы[3], жалуются вполне в духе троцкистов на «необоснованные» репрессии в их адрес при Сталине[4][5][6], себя определяют как «настоящих», «неплакатных интернационалистов», противостоящих всех империалистическим и тоталитарным режимам[7]. При том, что и Ленин, и Надежда Константиновна Крупская, и Мария Ульянова оценивали эсперанто в качестве альтернативы живым языкам отрицательно[8][9].

Они проводят с середины девяностых всемирные лингвистические, вроде как, фестивали, вроде как за мир и дружбу во всём мире. О том, что по факту это фестивали взаимных межнациональных обличений, уже было написано.

Стоит ли нам удивляться, что в двадцатые и тридцатые эти сектанты и представители лженауки оказались соучастниками антисоветских заговоров, оказывая сопротивление государству диктатуры пролетариата?

Итак, вывод. Эсперанто – не является ни языком, ни безобидной игрушкой. Эсперанто – это сектантство, псевдонаука и средство информационной войны на службе империалистов. А соответственно с этим определяется и наше к нему отношение.

Красный Агитатор

[1]http://www.lingvafestivalo.info/moskvo/about/

[2]http://uisrussia.msu.ru/linguist/_E4_1_esperanto.jsp

[3]http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/index.html

[4]http://historio.ru/

[5]http://historio.ru/kaketoby.php

[6]http://filolingvia.com/publ/228-1-0-1952

[7]http://www.russkiymir.ru/publications/146596/

[8]http://miresperanto.com/historio/uljanovy.htm

[9]http://leninism.su/memory/4264-o-lenine-i-seme-ulyanovykh.html?showall=1&limitstart=

Реклама
Запись опубликована в рубрике Буржуазная пропаганда с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев на «Эсперанто – лженаука и демагогия на службе империализма»

  1. Большевик:

    Автор не использовал труды второго вождя.

    Нравится

  2. Большевик:

    Диссертацию.

    Нравится

  3. Эбин мэмэ:

    Я уже читал много бреда об эсперанто, но эта статья является новым рекордом. Вы молодец.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s