«Левый Фронт», его «марксистский экзистенциализм» и «марксистское маркузианство»

Левый ФронтИмпериализм – высшая и завершающая стадия капитализма, канун пролетарской революции. Тот класс, который будет ею сметён и который пока господствует в обществе, класс буржуазии, – всё ещё располагает могуществом и силой. Но буржуазия чувствует, что её могущество и сила – под угрозой, что её положение с каждым днём становится всё более шатким. И она знает, кто для неё представляет опасность и кто способен уничтожить её господство. Это может сделать и сделает только рабочий класс – новый революционный и восходящий класс, которому история предназначила свергнуть власть капитала и стать могильщиком старого общества.

Как бы ни сильна и могущественна была теперь буржуазия – она идёт к закату, к своей гибели. Её эпоха закончилась. Кончилось то время, когда она была революционным классом и двигала общество вперёд, когда она была носителем прогрессивных демократических и просветительских начал, способствовала развитию науки и техники, боролась с мракобесием и деспотией. Теперь буржуазия всецело реакционна и препятствует развитию общества, не даёт ему двигаться вперёд. Она стоит на пути общественного прогресса – а поэтому обречена, поэтому она должна уйти.

И наоборот. Как бы ни порабощен был теперь пролетариат – он идёт к своему торжеству и победе, будущее принадлежит ему. Потому что он – единственный класс, который может повести общество по пути прогресса. Потому что его коренной интерес – освобождение от ига капитала, уничтожение частной собственности – совпадает с главной исторической задачей нашей эпохи. Главная историческая задача нашей эпохи – это устранение устаревших производственных отношений, устаревших форм собственности, которые вступили в противоречие с развитием производительных сил и стали преградой на пути дальнейшего движения общества; это – переход к новой общественно-экономической формации, к коммунизму. Коренные интересы пролетариата совпадают с потребностями общественного развития и прогресса. Поэтому его победа неизбежна.

Реакционный класс никогда не уходит добровольно. Он сопротивляется до последнего, старается сохранить свою власть и привилегии. Так поступала в своё время феодальная аристократия, и восходящая буржуазия отчаянно боролась с её господством. Так поступает теперь сама буржуазия, ставшая ныне враждебной прогрессу, движению общества вперёд.

Буржуазия старается помешать революционной борьбе рабочего класса, не допустить пролетарской революции. Буржуазные идеологи делают всё, чтобы отвлечь общество от мыслей о необходимости изменить строй, скрыть от него язвы и пороки буржуазного строя, затушевать противоречия капитализма.

Но буржуазия знает, что всё равно найдётся революционно настроенная часть общества, которая будет стремиться к изменению существующего порядка. И единственный выход – направить эти революционные стремления по ложному пути.

Именно такую услугу оказывают капиталистам оппортунистические организации и движения. Они объявляют, что борются за смену существующего строя, за новое общество, за социализм, – но существуют лишь для того, чтобы уводить рабочий класс в сторону от настоящей борьбы за социализм.

У нашей российской буржуазии имеется много таких помощников. Мы ранее говорили о КПРФ и комроссах (или иначе «Коммунисты России»).

Теперь мы поговорим о движении «Левый Фронт».

В КПРФ и комроссах в основном состоят люди среднего и старшего поколения, ностальгирующие по Советскому Союзу; их идеология представляет собой смесь позднесоветского КПСС-овского ревизионизма и обывательщины.

«Левый Фронт» выполняет другую задачу – повести по ложному пути протестно настроенную часть молодёжи, не дать вступить на путь настоящей борьбы за свержение капиталистического строя.

Изначально «Левый Фронт» предполагался неким движением, которое должно объединить всевозможные организации левого толка. В результате получилось разношёрстное движение, безо всякого идейного или организационного единства. В «Левом Фронте» можно встретить активистов всех политических оттенков, от либералов до националистов. Но, тем не менее, вообще «Левый Фронт» позиционирует себя как «антикапиталистическое движение», как борцы за свержение капитализма.

На самом деле «Левый Фронт» исполняет противоположную задачу – он способствует укреплению капитализма. Он уводит политически активную, протестно настроенную часть молодёжи на путь полуанархической, заведомо бесплодной суеты мелкобуржуазных интеллигентов. Эта суета буржуазному строю не страшна. Господство буржуазии способен свергнуть только рабочий класс, руководимый своей рабочей марксисткой партией и сознательно, стойко и организованно борющийся за коммунистическую революцию. А анархические вспышки мелкой буржуазии, какими бы они на первый взгляд ни были буйными и под какими «антикапиталистическими» лозунгами ни проходили, – буржуазное государство легко раздавит своей машиной насилия.

Удальцов_мегафонИ хотя «Левый Фронт» не рвётся в буржуазный парламент, как это делают КПРФ и комроссы, и хотя буйные акции «Левого Фронта» с анархическими лозунгами вроде «отнять и поделить», с «винтами» и автозаками, отличаются от дежурных пенсионерских митингов КПРФ-ников и комроссов – но на самом деле левофронтовцы действуют практически теми же методами. Акции, митинги, пикеты – всё то же самое, что и у КПРФ и комроссов.

Удальцов_ЗюгановЛевофронтовцы так же, как и КПРФ-ники и комроссы, не видят своей главной задачей просвещение и объединение рабочего класса, который один только может совершить революционное преобразование общества. И те, и другие представляют дело так, что это они – та главная сила, которая преобразует общество, а не рабочий класс. Только КПРФ-ники и комроссы для этого считают нужным попасть в буржуазный парламент, а левофронтовцы надеются испугать буржуазную власть «архиреволюционными» лозунгами и героическим сопротивлением полицейским, которые их тащат в автозаки.

То есть – «антикапиталистическая» деятельность «Левого Фронта» не имеет ничего общего с борьбой за социализм.

И мы хотим это показать еще и на таком примере – на примере той литературы, которую «Левый Фронт» рекомендует для теоретического образования своим членам и сторонникам.

Классовую суть организации довольно хорошо можно распознать по её теоретической литературе. Так вот – большая часть литературы, которую «Левый Фронт» рекомендует своим сторонникам и которую он называет «марксистской», – не имеет ничего общего с марксизмом, наоборот – враждебна ему.

Вот что рекомендуют в «Левом Фронте» для «теоретического образования» своих сторонников, называя это «марксисткой литературой»:

«Последние полвека добавили к этой марксистской классике очень многое: психоаналитическую сторону подавления и эксплуатации (Маркузе, Фромм, Жижек), анализ культурной индустрии (Адорно, Гринберг, Ванейгем, Ги Дебор), экзистенциальные идеи (Сартр), философские парадоксы, аналогичные высокой математике (Бадью), теорию массовой культуры (Джеймисон, Бёрджер), миросистемный анализ современной карты (Валлерстайн)»[1].

На самом деле это – список буржуазных учений и теорий, которые возникли не в «последние полвека» (например, тот же экзистенциализм возник после Первой мировой войны, то есть сто лет назад), – а в основном создавались буржуазными идеологами в промежутке от Первой мировой войны до конца семидесятых годов прошлого века (за исключением Аллена Бадью, который жив до сих пор). То есть, в тот период, когда в одной части мира произошли социалистические революции, класс буржуазии был уничтожен и победивший пролетариат, несмотря на все трудности и противоречия, двигался по пути построения нового общества – социализма, а в другой части мира сохраняющийся капитализм всё больше заходил в тупик, буржуазное общество всё больше раздиралось непримиримыми противоречиями и всё яснее ощущало свое духовное банкротство.

Буржуазная интеллигенция в этот промежуток времени создавала различные учения и теории, в которых выражала мировоззрение своего класса и служила его интересам. Одни из этих теорий выражали её настроения упадка и безнадежности, служили способом уйти от действительности. Другие имели вполне определённую цель – продлить существование буржуазного строя и для этого ввести трудящихся в заблуждение насчёт действительной сути буржуазного строя, насчёт действительно происходящих в нём процессов.

Все эти теории так или иначе обслуживали и обслуживают потребности буржуазии. Они помогали и помогают ей деморализовать общество, направить революционные стремления по ложному пути, отвлечь трудящихся от борьбы, продлить своё существование, укрепить свое господство.

И тот список, который «Левый Фронт» рекомендует своим сторонникам в качестве «марксисткой классики», – есть букет подобных буржуазных теорий и учений.

Разобрать весь этот список у нас нет возможности. Мы рассмотрим только так называемый экзистенциализм, который полностью враждебен одной из основ марксизма – материалистической диалектике, и меркузианство, которое возникло на непосредственном извращении и отрицании другой марксисткой основы – теории классовой борьбы.

Один только экзистенциализм – это уже такой яд и такая мерзость, что идеологов «Левого Фронта», называющих это марксисткой классикой, – можно назвать только тупицами и мелкобуржуазными снобами.

Экзистенциализм не имеет ничего общего с марксизмом, он полностью враждебен ему.

Это – крайне вредное, упадочное и разлагающее учение, выражающее духовное банкротство буржуазии, возникшее и сформировавшееся в тот момент, когда настроения упадка и обречённости среди буржуазной интеллигенции были особенно сильны – накануне и во время Первой мировой войны.

Марксизм возник во второй половине XIX века, когда капитализм победоносно развивался в ведущих европейских странах, а рабочий класс усиливал свою борьбу с буржуазией и ему требовалось новое революционное учение, которое бы вооружило его идейно. И марксизм стал таким оружием. Он возник как потребность эпохи, как потребность поднимающегося на борьбу нового революционного класса, класса, призванного совершить социалистическую революцию, построить новое коммунистическое общество.

Марксизм – идеология класса, у которого впереди историческое торжество и победа. И, как идеология революционного класса, марксизм есть учение жизнеутверждающее, устремленное в будущее, ведущее на борьбу. Он воплощает исторический оптимизм восходящего класса.

Экзистенциализм возник тогда, когда Европа была потрясена мировой империалистической бойней и в европейских странах назревала революция. В тот момент, когда буржуазия особенно остро почувствовала свою неизбежную гибель, гибель своего мира. Она увидела отсутствие исторической перспективы для себя, свою исчерпанность.

Буржуазную интеллигенцию охватили настроения страха, отчаяния и безнадёжности. Экзистенциализм и стал выражением этих настроений, свидетельством духовного банкротства буржуазии. Он воплотил страх и безнадёжность умирающего класса, почувствовавшего свою обречённость.

Марксистская философия – материалистическая диалектика – именно потому и называется материалистической, что полностью стоит на позициях материализма и решительно отвергает любой идеализм. Материалистическая диалектика учит, что существующий мир есть объективная реальность, то есть существует независимо от нашего сознания, что сознание есть свойство материи и отдельно от материи существовать не может. Что объективный мир вполне познаваем, что человек способен познавать мир и его законы. Что человек в своём познании мира непрестанно движется вперед, постоянно сокращает область непознанного и увеличивает область познанного, что он способен бесконечно совершенствовать свои познания о мире.

Идя вперёд по пути познания, человек открывает закономерности развития природы и общества – а значит, способен сознательно совершенствовать и природу, и общество. И именно это есть роль человека – познавать и совершенствовать мир.

Эта философия, материалистическая диалектика, – составляет одну из основ марксизма. Только такое учение могло стать философией нового революционного класса, рабочего класса. Учение, непримиримо отвергающее всякий идеалистический туман под любым видом, твёрдо стоящее на почве материализма, безусловно утверждающего способность человека познавать и сознательно совершенствовать мир.
Материалистическая диалектика есть философия пролетариата. Только с ней он может выполнить свою историческую задачу – уничтожить буржуазный строй и создать новое коммунистическое общество. Другой философии у пролетариата быть не может. Любые другие философские учения враждебны ему, любые другие философские учения служат буржуазии и являются буржуазными.

А та ядовитая мерзость, которую «Левый Фронт» преподносит своим сторонникам как марксизм, «экзистенциализм» – учение, особенно враждебное марксисткой философии.

Мы рассказали об обстоятельствах возникновения экзистенциализма, теперь передадим его суть.

Во-первых, это учение иррационалистическое – то есть, оно отрицает возможность познавать мир с помощью мышления, методами науки и философии. Неспособность человека познавать мир экзистенциализм обосновывает тем, что человек («объект») есть часть мира («субъекта»), следовательно, неотделим от него – а потому, якобы, и неспособен его познавать.

Как мы видим, уже этим экзистенциализм полностью противоположен марксисткой философии, учащей, что человек способен познавать мир и сознательно его преобразовывать.

Главная категория экзистенциализма – существование, или экзистенция, – некая таинственная сущность, которая непостижима и непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами. Некоторые идеологи экзистенциализма, например, Хайдеггер и позже Сартр, – утверждали, что «экзистенция есть бытие, направленное к ничто (то есть, к смерти, прим. О. С ) и сознающее свою конечность».

Марксистская философия, философия революционного класса, которому принадлежит будущее, утверждает постоянное развитие и обновление мира, постоянный переход от низшего к высшему, постоянное чередование рождений и смертей, когда старое умирает, чтобы дать место новому, и смерть становится началом новой жизни.

Экзистенциализм, философия умирающего класса, видит в мире одно лишь движение – движение к смерти и идёт в этом направлении ещё дальше. Он учит, что экзистенцию можно постигнуть только через смерть, через состояния, близкие к смерти. Только в пограничных ситуациях, когда человек соприкасается со смертью, находится в состоянии сильного потрясения, он якобы прозревает смысл существования, экзистенции. Это полностью – сознание обречённого класса, которое в своей безысходности доходит до того, что начинает культивировать смерть.

Экзистенциализм полностью противоположен материалистической диалектике и тем, что он есть учение идеалистическое.

Материализм учит, что жизнь – это форма существования материи, а сознание – свойство высокоразвитой материи. Вне материи, отдельно от материи, до материи сознание существовать не может.

В экзистенциализме же экзистенция, переживание бытия объявляется некоей абсолютной сущностью, независимой от мира, существующей изначально, которая переходит из одного времени в другое, от одного существования к другому.

То есть, переживание бытия – это, по сути, сознание, отдельное от материи. Это есть – идеализм чистой воды. И не просто идеализм, а самая крайняя и реакционная его форма – субъективный идеализм. Абсолютизация «переживания» и есть субъективный идеализм («мир есть моё переживание», «мир есть моё представление о нём»). Неслучайно Сартр проводит идею иллюзорности мира, а другие экзистенциалисты – Марсель, Ясперс – прямо признают существование бога.

У нас нет цели подробно разбирать всё это порождение упадочного буржуазного сознания, все его категории, трансцендентальности и тому подобную заумь и чушь. Мы уже рассказали достаточно, чтобы стало понятно, – что подобные реакционные и разлагающие воззрения не могут иметь ничего общего с философией пролетариата – марксизмом.

Учение, которое отрицает познаваемость мира, тем самым отрицает и возможность его сознательно изменить, отрицает творческую революционную роль человека в мире. Учение, признающее сознание, отдельное от материи, неизбежно приходит к признанию неких сверхъестественных сил, которые довлеют над человеком, – и тем самым признаёт человека рабом этих сил, утверждает его бессилие, опять-таки невозможность что-либо изменить в этом мире.

Именно это угнетатели всегда старались внушить угнетённым с помощью религии и таких вот реакционных учений – что изменить мир нельзя, а потому нечего и пытаться, надо примириться с существующим порядком. И именно к этому, как мы видим, ведёт экзистенциализм.

Показательно, что оба виднейших представителя экзистенциализма в России – Лев Шестов и Николай Бердяев – были глубоко враждебны пролетарской революции. Бердяев начиная с 1901 года активно выступал против революционной интеллигенции, критиковал её за материализм и проповедовал метафизику и идеализм. После революции 1917 года он основал так называемую Вольную академию духовной культуры – сообщество философов с буржуазным идеалистическим мировоззрением. Они занимались пропагандой реакционного идеализма и вели подрывную деятельность против Советской власти, заявляя, что она «враждебна свободе и духу». За эту свою деятельность Бердяев в 1922 году был выслан Советской властью из страны. Лев Шестов сразу отнёсся к Октябрьской революции резко враждебно и в 1919 году эмигрировал за границу. В своей эмигрантской деятельности он написал немало антисоветских статей, эссе и т.п. и был немаловажной фигурой в контрреволюционной эмигрантской среде, которая во сне видела свержение советской власти и реставрацию буржуазного строя.

Так что с экзистенциализмом всё ясно. Это учение откровенно враждебно марксизму, пролетариату и пролетарской революции.

И вот эту реакционную и упадочную мерзость, эту духовную отраву идеологи «Левого Фронта» рекомендуют своим сторонникам и называют её «марксисткой классикой»!

Суть маркузианства, которое левофронтовцы тоже причислили к «марксисткой классике», разобрать гораздо легче. Но это такая же дрянь, как и экзистенциализм, и такое же враждебное марксизму учение. Герберт Маркузе, создатель этого учения, если и взял что-нибудь от Маркса – то лишь для того, чтобы извратить марксизм.

Маркузианство воплощает анархический бунт мелкобуржуазной интеллигенции против существующего порядка. Оно возникло в шестидесятые годы прошлого века. В это время в капиталистических странах происходил спад рабочего движения, многие рабочие партии откровенно перешли на позиции оппортунизма, полностью утратили свою революционную суть. Империалистическая буржуазия ведущих капиталистических стран за счёт ограбления колоний и сверхприбылей имела возможность подкупать часть рабочего класса и склонять на свою сторону вождей рабочих партий. Кроме того, буржуазная пропаганда к тому времени достигла высочайшей изощрённости. Телевидение дало буржуазии мощное средство для внедрения своей идеологии в широкие слои общества.

Всё это привело к тому, что рабочий класс этих стран оказался значительно деморализован.

На основе этого Маркузе создал свою теорию, что рабочий класс уже утратил свою революционную роль. Революционная инициатива, по теории Маркузе, перешла к аутсайдерам – люмпенам, гонимым национальным меньшинствам, а также к радикальным слоям молодёжи, студенчества и интеллигенции. С буржуазией эти радикальные слои должны бороться путём взрывов, похищений и убийств отдельных капиталистов. Социальная революция в представлении Маркузе – не переход к новой, более совершенной общественно-экономической формации, не построение нового общества – а вечный бунт, вечное разрушение, вечный взрыв. Маркузе отрицал и необходимость пролетарских партий.

Эта чрезвычайно вредная и лживая теория дезориентировала революционно настроенную часть общества, толкала её на неверный путь, служила ещё большей деморализации рабочего класса, то есть прямо шла на пользу капиталистическому строю.

Идеи маркузианства исповедовали вожди студенческих выступлений во Франции в 1968 году. Эти выступления получили название «студенческой революции». Однако с революцией они не имели ничего общего. Они носили анархический характер. Радикальная молодежь выступала под девизом маркузианства – «бунт и разрушение»! Отрицая буржуазный образ жизни, она не имела никакой ясной цели, не предлагала ничего взамен. Бунт был для неё самоцелью.

Эти анархические выступления не могли привести ни к какой революции.

В фильме «Ленин в Париже» есть эпизод, который отлично раскрывает, насколько враждебно рабочему классу маркузианство и насколько чуждо было пролетарской революции студенческое движение во Франции, выступавшее под идеями Маркузе. В фильме переплетаются прошлое и будущее. Показана воображаемая встреча большевиков-ленинцев, учившихся в ленинской партийной школе в Лонжюмо в 1910 году, и радикальных студентов Франции 1968 года, последователей Маркузе. Один из большевиков, Трофимов, говорит им, что они не смогут победить буржуазию без партии рабочего класса. В ответ на это студент-радикал кричит под одобрительный рёв товарищей: «Где он, твой рабочий класс?! Его нет, он обанкротился! Мы, революционные бригады молодёжи, приняли эстафету восстаний! Нам принадлежит будущее!»

А другой большевик спокойно отвечает:
– Когда вы накричитесь и вам влепят по заднице, вы вернётесь к вашим папашам и всё пойдет как всегда: мирно учиться, удачно жениться и спокойно растить детей. Таких же буржуа, как вы сами!

«Левофронтовцы» чрезвычайно похожи на этих французских радикалов-маркузианцев. И своей уверенностью, что они сами, без рабочего класса, могут испугать и победить буржуазию, и своей показной, внешней буйностью. Похожи и тем, что кончают так, как описал товарищ Трофимова. В самом деле – когда «левофронтовцы» «навинтятся» вдоволь и накричатся радикальных лозунгов, – что им ещё остается, кроме как примириться с буржуазной действительностью? Что они ещё могут, кроме как вернуться к своим папашам, в свои буржуазные институты, агентства и офисы?

А пропаганда разобранных нами буржуазных учений довершает дело и окончательно раскрывает суть «Левого Фронта». Суть его – мелкобуржуазная и предательская по отношению к рабочему классу. А его назначение – уводить своих сторонников, активную молодёжь, в сторону от революционной борьбы за социализм.

Оксана Снегирь

[1] http://vk.com/ultimatum_lf?w=wall-63439729_1877

Реклама
Запись опубликована в рубрике Оппортунизм и ревизионизм с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s